Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Крестителя. В конце жизни, тоже перед лицом неминуемой смерти, Иоанн Креститель

посылает двух учеников спросить у Христа: «Ты ли Тот, Кого мы ожидали, или

ждать нам другого?» (Мф11:2—6). Сколько трагизма в этой фразе, которая

кажется простым, незначительным вопросом! Иоанн умрет, потому что был

Предтечей, Пророком и Крестителем Христа, и перед грядущей смертью вдруг у него

встает сомнение: а вдруг я ошибался, вдруг Тот, Кого я возвещал, еще должен

прийти, вдруг Тот, Кому я принес свое свидетельство во имя Самого Бога,—

не Он? Напрасны тогда все годы подвижнической, нечеловеческой жизни в пустыне,

отказ от себя, вследствие которого Писание называет его гласом вопиющего в

пустыне (Мф3:3), даже не пророком, говорящим во имя Божие, но голосом

Божиим, который звучит через человека, настолько отождествившегося с этим

голосом, что уже неважно, Иоанн то или кто-то иной,— говорит лишь Бог. А

теперь это стояние перед смертью: если Иисус из Назарета действительно Тот, все

это стоило делать, но если Он не Тот, тогда Иоанн обманут Самим Богом. Как и

Наталья, окутанная безмолвием ночи и одиночеством, Пророк не получил никакого

ответа, вернее, получил ответ, достойный пророка: «Пойдите, скажите Иоанну, что

вы видели,— слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют, блажен, кто

не соблазнится о Мне». В темнице, где его ждет смерть, он должен стать перед

лицом всего своего прошлого и всего настоящего, грядущей своей смерти, одиноко,

с полной, самовластной ответственностью человека, во всем величии этого слова.

Наталья тоже не получила никакого ответа. Теперь-то я мог бы ей сказать, что Зоя

была спасена, что ее детям теперь за пятьдесят лет, многое еще мог бы ей

сказать. Но она этого никогда не узнала и была расстреляна среди ночи.

Но в акте предстательства есть еще нечто помимо жертвенности: кроме Голгофы

и Гефсиманского сада есть Воскресение— в меру нашего участия в тайне

Христовой, но и в меру нашего человеческого убожества. Вы наверно помните место

у апостола Павла, где он говорит: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал2:20).

И моментами мы задумываемся: что значат эти слова, что в них содержится? Зоя и