Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Крестителя. В конце жизни, тоже перед лицом неминуемой смерти, Иоанн Креститель
посылает двух учеников спросить у Христа: «Ты ли Тот, Кого мы ожидали, или
ждать нам другого?» (Мф11:2—6). Сколько трагизма в этой фразе, которая
кажется простым, незначительным вопросом! Иоанн умрет, потому что был
Предтечей, Пророком и Крестителем Христа, и перед грядущей смертью вдруг у него
встает сомнение: а вдруг я ошибался, вдруг Тот, Кого я возвещал, еще должен
прийти, вдруг Тот, Кому я принес свое свидетельство во имя Самого Бога,—
не Он? Напрасны тогда все годы подвижнической, нечеловеческой жизни в пустыне,
отказ от себя, вследствие которого Писание называет его гласом вопиющего в
пустыне (Мф3:3), даже не пророком, говорящим во имя Божие, но голосом
Божиим, который звучит через человека, настолько отождествившегося с этим
голосом, что уже неважно, Иоанн то или кто-то иной,— говорит лишь Бог. А
теперь это стояние перед смертью: если Иисус из Назарета действительно Тот, все
это стоило делать, но если Он не Тот, тогда Иоанн обманут Самим Богом. Как и
Наталья, окутанная безмолвием ночи и одиночеством, Пророк не получил никакого
ответа, вернее, получил ответ, достойный пророка: «Пойдите, скажите Иоанну, что
вы видели,— слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют, блажен, кто
не соблазнится о Мне». В темнице, где его ждет смерть, он должен стать перед
лицом всего своего прошлого и всего настоящего, грядущей своей смерти, одиноко,
с полной, самовластной ответственностью человека, во всем величии этого слова.
Наталья тоже не получила никакого ответа. Теперь-то я мог бы ей сказать, что Зоя
была спасена, что ее детям теперь за пятьдесят лет, многое еще мог бы ей
сказать. Но она этого никогда не узнала и была расстреляна среди ночи.
Но в акте предстательства есть еще нечто помимо жертвенности: кроме Голгофы
и Гефсиманского сада есть Воскресение— в меру нашего участия в тайне
Христовой, но и в меру нашего человеческого убожества. Вы наверно помните место
у апостола Павла, где он говорит: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал2:20).
И моментами мы задумываемся: что значат эти слова, что в них содержится? Зоя и