Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
что до конца уязвимо, то есть любви Божественной или человеческой, над тем, что
кажется сильным— над ненавистью, которая оказывается разбита и непрочна.
Помимо такой полной и трагической отданности, какую проявила Наталья, мы
бываем связаны с миром почти неприметным образом, но имеющим очень большое
значение,— просто своим присутствием. Вы в мире, но не от мира (Ин17:14—16),—
сказал Христос. Мне кажется, что самый яркий тому пример— место Пресвятой
Богородицы в рассказе о браке в Кане Галилейской (Ин2:1—11). Бедная
свадьба. Люди с чистым и цельным сердцем пригласили Христа, и Господь не
отказался разделить их праздник. Его Мать и ученики здесь же. В какой-то
момент, когда сердца еще жаждут радости, препятствием встает человеческая бедность:
нет больше вина. И тут идет обмен фразами, которые кажутся никак не связанными
между собой. У них нет вина,— говорит Пресвятая Богородица. Что
Мне и Тебе, Жено?— отвечает Христос,— час Мой еще не настал.
И вместо того чтобы сказать Господу, что Она Его Мать, что любви,
состраданию всегда час, Она ничего Ему не отвечает. Она просто обращается к
слугам и говорит им: Что бы Он вам ни сказал, то сделайте. И Христос,
вопреки тому, что Сам только что сказал, благословляет воду омовения, и она
становится вином Царствия. Как понять этот разговор и мнимое противоречие между
словами и действием Христа? Не значил ли вопрос Христа к Матери: почему Ты
обращаешься ко Мне? Потому ли, что Ты— Моя Мать по естеству, что Ты
родила Меня, потому ли, что Ты ближе всех Мне? Если так, Я ничего не могу
сделать, час Мой еще не пришел, потому что Царство еще не настало. И
Богородица, не отвечая Ему, устанавливает Царство тем, что проявляет полную
веру в Него, и слова, которые Она слагала в сердце с самого начала, с
Благовещения, приносят плод на богатой и святой почве, и Она видит в Сыне то,
что Он на самом деле есть: Слово Божие. Условия Царствия устанавливаются, Бог
встречает Создание, до конца Ему предавшееся, открывшееся, до конца верящее в
Него. Он может действовать свободно, не насилуя природу, царственно, потому что