Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

вне созерцательного момента. Мы видим также, что созерцание не есть только

боговидение, оно есть прозрение в глубину, которое позволяет нам видеть суть

вещей, различать их вечное значение, созерцание есть видение не только мира, но

и мира в Боге.

В центре этой всечеловеческой общности, этого видимого мира, который гораздо

шире человеческого общества, присутствует община, которая одна только способна

охватить и трансцендентное, и непосредственное призвание того, что ее окружает:

это Церковь, общество избранных, и избрание это означает для членов общины не

привилегии и права, а служение. Христос обещал, что пошлет нас, как овец

среди волков (Мф10:16), в вечер Своего Воскресения Он заповедал нам

выйти в мир, как Его послал Отец (Ин20:21). Он нас предупредил, что мы на

земле— как бы небесное поселение, авангард Царствия Божия, мы соратники

Господни в деле освобождения мира от сил зла и смерти. Церковь можно определить

только извне, изнутри она— сама тайна внутренней жизни и углубления в Боге,

она— тайна встречи, присутствия и приобщенности. Она далеко превосходит

человеческое общество, обращенное к Богу, послушное Ему, собранное вокруг Него,

она— живое тело, одновременно Божественное и человеческое. У нее есть

эмпирический аспект— мы, есть и вечный аспект— Бог, Бог в нас и мы

в Нем. С одной стороны, по определению святого Ефрема Сирина, Церковь— не

собрание праведных, а толпа кающихся грешников; она в тоске взывает к Богу, она

сама нуждается в спасении. С другой стороны, она не только in via, в пути,—

она уже достигла и цели: Бог здесь, она нашла покой в Нем. Ее богочеловеческая

природа сложна, такова же и ее человеческая сторона. Она открывается как в

грешнике, который нуждается в спасении, так и в воплощенном Слове, истинном

Боге и истинном человеке. Только Он являет подлинную меру человечества как

места присутствия Святого Духа, Того Духа, Который созидает из нас тело

Христово, всецелого Христа (по смелому слову одного из отцов Церкви, мы

когда-то станем Им, единородным сыном в Единородном Сыне), Духа Божия,