Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Что же означает наша молитва за усопших? Разве мы просим Господа проявить

несправедливость? Конечно, нет. Этой молитвой мы свидетельствуем, что они

прожили не напрасно. Мы доказываем, что среди тысячи незначительных мелочей,

которые заполняли их жизнь, они сумели бросить семя любви. Мы молимся о них потому,

что в нашем сердце есть любовь и благодарность, живое воспоминание их

присутствия среди нас, и это свидетельство мы приносим молитвой за них, и эта

молитва, как любая другая, должна быть подтверждена нашей жизнью. Если в своей

жизни мы не принесем плод того, чему нас научили усопшие, то наша молитва за

них будет хотя и не напрасна, но слаба, она не взлетит ввысь. Мы должны быть в

состоянии сказать: «Господи, посмотри— этот человек прожил, он посеял в

моем сердце любовь, он посеял в моей жизни примеры, которым я следую». Придет

день, когда все будет завершено, мы сможем встать и сказать: «Господи, добро,

которое ты видишь в моей жизни, не мое, оно— его, прими его, пусть оно

будет его славой или, может быть, его прощением».

Жизнь каждого из нас не прекращается в день смерти на земле, рождения на

небе. Каждый из нас накладывает печать на всякого встреченного человека. И

здесь— ответственность, непрерывно переходящая через века. Эта посмертная

жизнь глубоко и неразрывно связана с жизнью живущих на земле, и ответственность

выражается в наших молитвах за умерших. Через них мы уже не полностью

принадлежим земле: в нас, во всех тех, на ком усопшие оставили отпечаток своей

личности, дорогие нам усопшие люди принадлежат истории и становлению мира. Эти

молитвы существенно важны, так как являются одним из выражений жизни, которая

охватывает и объединяет всех людей, все человеческое сообщество.

Однако мы молимся особенно не только за некоторых людей, но и некоторым

людям— Богородице и святым. Это не означает, будто мы противопоставляем

их благость строгой правде Божией. Мы молимся им потому, что знаем, что их воля

едина с волей Божией и что наше обращение к ним создает не противопоставление,

а гармонию, которая объединяет в любви всех — и живых, и умерших. Если наш Бог