Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
от борьбы, от сомнений и забот, душа приобретает доселе ей неведомые трезвость,
внимание, силу и ясность. Чувство живо, горячо, чисто, свободное от всякой
эмоции или страсти, оно является (в своих внешних выражениях) силой и светом.
Вовсе не затемняя мысль, как свойственно эмоциям, чувство ведет ее к расцвету, помогает
раскрыться. Мысль все время остается глубоко сознательной и свободной, душа в
этом делании никогда не бывает пассивна: освободившись от самозамкнутости, она
предается Богу и то хранит полное самообладание и может по желанию
безмолвствовать либо творить молитву, то слова, которые она употребляет, сами
рождаются в сердце и уме молящегося, так что он не может их менять, выбирать
или направлять, то она становится неизреченным молчанием в человеке,
преодолевшем узы чувственного мира, и он в полном безмолвии всех душевных сил
созерцает нетварный Божественный свет, тайны мироздания, собственной души и
тела.
Всякая истинная молитва, то есть совершаемая в полном смирении, в отказе от
обращенности на себя, во всецелом предании себя Богу, рано или поздно получает
живоносную благодать Духа Святого. Она становится закваской каждого действия и
служит его мерилом, она является всем в жизни, перестает быть деланием
и превращается в само бытие, становится излиянием Того, Кто
исполняет все и все ведет к полноте319.
О Молитве Господней
О Молитве Господней320
О Молитве Господней, казалось бы, говорить нечего. Мы все ее употребляем, с
детства знаем, она постоянно нам попадается в службах, и мы к ней естественно
обращаемся, отчасти из-за ее изумительной стройности и красоты, отчасти—
зная, что это молитва, которая нам дана Самим Спасителем Христом, и поэтому она
святыня для нас, это Его собственная молитва, которой Он с нами поделился
(Мф6:9—13; Лк11:2—4). Я думаю, что мы должны помнить, когда молимся
этой молитвой: это молитва Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, которая