Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
потому что только воплотившийся Бог мог получить земное имя Иисус. И
когда они в разговоре хотели обозначить Бога, они делали паузу и поднимали руку
к небу, указывая, что они говорят «о Нем», но имени Ему они не давали.
Второе: есть замечательное место в писаниях Маймонида, еврейского писателя
XIIвека, об имени Божием. Он говорит, что в древнееврейской традиции имя
и существо совпали. Нельзя произносить имя Божие даже в богослужении
всенародно, потому что не каждый может понести эту тяжесть или преклониться
должным образом перед этой святыней321.
Вот то чувство, которое продиктовано еврейским ощущением имени Божия и которое
мы можем понять из этих примеров, вот что такое имя дорогого человека. Но
узнав, что значит беречь, оберегать имя любимого человека, мы можем
соответственно учиться— и всю жизнь учиться— относиться к имени
Божию именно с таким чувством, что это святыня и что сказать «Бог», сказать
«Иисус», сказать «Господь» это не просто кличку произнести: это молитвенное
призывание, которое говорит о Нем, так же как имя любимого человека говорит о
нем,— нельзя его трепать. Поэтому вот к чему мы призваны: в полном смысле
слова только Господь Иисус Христос мог произнести имя Божие с совершенной
чистотой сердца, ума, уст, воли, плоти, всего Своего существа. Мы можем
произносить эти слова во Христе, бережно, с трепетом, не употребляя слишком
легко такие слова, от которых бесы дрожат и перед которыми мы не благоговеем.
Ведь страшно подумать, что перед именем Иисусовым склоняется всякое колено
(Флп2:10), кроме нас, верующих христиан. Иоанн Златоуст где-то говорит,
что, когда мы произносим имя Спасителя Христа, бесы отходят от нас в ужасе, а
мы произносим его без ужаса. Как это жутко и какую ответственность мы берем на
себя, зная это имя, потому что мы ведь знаем имя Отец и знаем его через
Единородного Сына, и знаем земное имя для Бога: Иисус, «спасение». Мы
можем эти слова произносить, и таких слов достаточно для того, чтобы весь мир
дрожал— кроме нас… Да святится учит нас: береги его, как святыню,