Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
призывание, которое говорит о Нем, так же как имя любимого человека говорит о
нем,— нельзя его трепать. Поэтому вот к чему мы призваны: в полном смысле
слова только Господь Иисус Христос мог произнести имя Божие с совершенной
чистотой сердца, ума, уст, воли, плоти, всего Своего существа. Мы можем
произносить эти слова во Христе, бережно, с трепетом, не употребляя слишком
легко такие слова, от которых бесы дрожат и перед которыми мы не благоговеем.
Ведь страшно подумать, что перед именем Иисусовым склоняется всякое колено
(Флп2:10), кроме нас, верующих христиан. Иоанн Златоуст где-то говорит,
что, когда мы произносим имя Спасителя Христа, бесы отходят от нас в ужасе, а
мы произносим его без ужаса. Как это жутко и какую ответственность мы берем на
себя, зная это имя, потому что мы ведь знаем имя Отец и знаем его через
Единородного Сына, и знаем земное имя для Бога: Иисус, «спасение». Мы
можем эти слова произносить, и таких слов достаточно для того, чтобы весь мир
дрожал— кроме нас… Да святится учит нас: береги его, как святыню,
это больше, чем икона, это больше, чем имя любимого человека. Мы не дадим икону
на поругание, а о Боге говорим с такой легкостью.
И затем: Да приидет Царствие Твое. Знаете, часто у нас при молитве
такое чувство, что мы призываем Бога к тому, чтобы Он сделал что-то. Я как-то
говорил проповедь в англиканском храме и сказал: вы молитесь Богу за все нужды
мира, словно вы Богу напоминаете все то, что Он должен был сделать и не
исполнил. И действительно: мы часто молимся, как нищий, который протягивает
руку, тогда как Бог нам поручил Царство (Лк22:29), Он нас поставил на
земле для того, чтобы строить это Царство. Когда мы говорим: Да приидет
Царствие Твое, это не значит «Приди Ты, Господи, умри вновь на кресте» или
«Приди победителем и сокруши врагов». Это слишком легко. «Тебе крест— нам
слава». И не думайте, что это просто кощунственное замечание с моей стороны.
Возьмите рассказ о том, как на пути в Иерусалим перед Христом предстали
Иаков и Иоанн (Мк10:35—40). Спаситель только что говорил прямо—