Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

В этих словах вовсе не отрицается необходимость чтения Писания и творений

Отцов. Преподобный Симеон лишь подчеркивает, что напитаться духом христианского

Предания гораздо важнее, чем начитаться богословских книг. О том же говорил и

преподобный Силуан Афонский, когда утверждал, что, если бы даже все книги

древних аскетических авторов были утрачены, афонские монахи могли бы написать

новые, и в них содержалось бы то же самое учение. Речь идет о преемстве

духовного опыта, который переходит от Отцов древней Церкви к современным Отцам.

По сути это тот же самый опыт, только выражается он по-иному.

Богословие митрополита Антония в высшей степени современно и в то же время

глубочайшим образом укоренено в святоотеческой традиции. Его язык—

простой, яркий, емкий— доступен всякому читающему, но говорит он при этом

о самых сложных и существенных вопросах человеческого бытия. Центральной его

темой является встреча человека с Богом. Это глубоко личная тема для Владыки

Антония: его путь к Богу начался с того, что в возрасте четырнадцати лет он

встретил живого Христа, и с тех пор он живет опытом этой встречи, радостью об

этой встрече, живым ощущением присутствия Спасителя. Христианство открылось ему

как религия личного, живого Бога— того Бога, Который относится к человеку

не только с любовью, но и с уважением, Который солидарен с человеком, Который

верит в человека, даже если человек утрачивает веру в Него. И этим опытом

встречи с Богом живым митрополит Антоний делился со своими современниками,

помогая тысячам людей найти свой путь к Богу.

Для того, чтобы человек мог в своем личном духовном опыте встретить Бога,

ему необходимо то, что святитель Феофан Затворник (один из любимых авторов

Владыки Антония) называл «внутрьпребыванием» и что сам Владыка Антоний, вслед

за преподобным Исааком Сириным, называет «схождением в глубины». Подлинным

святоотеческим призывом всегда был не столько призыв к движению вперед или к

воспарению ввысь, сколько призыв к схождению вглубь— туда, где Бог

присутствует как непостижимая тайна, открывающаяся сердцу человека, как