Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
В этих словах вовсе не отрицается необходимость чтения Писания и творений
Отцов. Преподобный Симеон лишь подчеркивает, что напитаться духом христианского
Предания гораздо важнее, чем начитаться богословских книг. О том же говорил и
преподобный Силуан Афонский, когда утверждал, что, если бы даже все книги
древних аскетических авторов были утрачены, афонские монахи могли бы написать
новые, и в них содержалось бы то же самое учение. Речь идет о преемстве
духовного опыта, который переходит от Отцов древней Церкви к современным Отцам.
По сути это тот же самый опыт, только выражается он по-иному.
Богословие митрополита Антония в высшей степени современно и в то же время
глубочайшим образом укоренено в святоотеческой традиции. Его язык—
простой, яркий, емкий— доступен всякому читающему, но говорит он при этом
о самых сложных и существенных вопросах человеческого бытия. Центральной его
темой является встреча человека с Богом. Это глубоко личная тема для Владыки
Антония: его путь к Богу начался с того, что в возрасте четырнадцати лет он
встретил живого Христа, и с тех пор он живет опытом этой встречи, радостью об
этой встрече, живым ощущением присутствия Спасителя. Христианство открылось ему
как религия личного, живого Бога— того Бога, Который относится к человеку
не только с любовью, но и с уважением, Который солидарен с человеком, Который
верит в человека, даже если человек утрачивает веру в Него. И этим опытом
встречи с Богом живым митрополит Антоний делился со своими современниками,
помогая тысячам людей найти свой путь к Богу.
Для того, чтобы человек мог в своем личном духовном опыте встретить Бога,
ему необходимо то, что святитель Феофан Затворник (один из любимых авторов
Владыки Антония) называл «внутрьпребыванием» и что сам Владыка Антоний, вслед
за преподобным Исааком Сириным, называет «схождением в глубины». Подлинным
святоотеческим призывом всегда был не столько призыв к движению вперед или к
воспарению ввысь, сколько призыв к схождению вглубь— туда, где Бог
присутствует как непостижимая тайна, открывающаяся сердцу человека, как