Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

механизмами, систематически вызывает всегда один и тот же отклик в различных

органах тела, в частности в нервной системе человека. С другой стороны, если мы

обратимся к области религиозного и духовного опыта, будь то Запада или Востока,

мы видим, что издревле существовало ясное понимание того, что между душой и

телом, между психикой человека и телом, которым он обладает, есть двусторонняя

связь. И хотя верно, что происходящее в душе отражается в теле, наносит ему

ущерб, часто изменяет тело, верно и то, что тело, со своей стороны, имеет

большое влияние на психологическую область человеческой жизни.

Если вы изучаете психологию и физиологию, вы легко заметите на уровне

элементарной физиологии, что каждое психологическое событие, каждое

эмоциональное движение, любая интеллектуальная деятельность в результате

приводит к изменениям в железах, в мускулах и так далее. Если посмотреть на

статую работы Родена «Мыслитель», то вы ясно, на пластике, увидите, что я имею

в виду. Человек сидит, задумавшись, но когда вы видите эту статую, вам ясно,

что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилось

и мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положением

своего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Если

предпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощение

совпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, она

более ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.

Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящий

к психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молиться

нерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобождения

от страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов.

Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это были

приемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы. Они

охватывали и движения страстей, и беспорядок в мыслях.

Однако о человеке сегодня мы привыкли думать в умственных категориях, мы