Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилось

и мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положением

своего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Если

предпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощение

совпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, она

более ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.

Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящий

к психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молиться

нерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобождения

от страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов.

Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это были

приемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы. Они

охватывали и движения страстей, и беспорядок в мыслях.

Однако о человеке сегодня мы привыкли думать в умственных категориях, мы

думаем о человеке и его интеллекте или эмоциональной жизни в той мере, в какой

то и другое является частью его сознательной жизни, и забываем, что у человека

гораздо более глубокие корни, забываем, что интеллект, которым он так гордится,

и эмоции, которые он совершенно не в состоянии контролировать, далеко не

составляют всецелого человека. Бытие человека коренится в воле Божией. Каждый

из нас существует, потому что Бог его возжелал. И эта Божественная воля не есть

проявление власти и как бы снисхождения, а акт любви: Бог создает человека ради

того, чтобы сделать его участником всего, чем Сам обладает, почти всего, что Он

Сам есть. Мы боги по призванию. Разница между нами и Богом в этом процессе

достижения обжения в том, что мы можем быть богами по приобщению, не по

природе, подобно тому как Христос стал человеком, приобщившись нашей природе,

будучи Сам по Себе Богом. Мы укоренены в этом действии Божием, в этом

творческом слове Божием, обусловленном Его волей и любовью. Мы не самобытны;

что касается нашей природы, у нас нет корней и в Боге, и потому мы полностью