Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилось
и мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положением
своего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Если
предпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощение
совпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, она
более ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.
Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящий
к психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молиться
нерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобождения
от страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов.
Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это были
приемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы. Они
охватывали и движения страстей, и беспорядок в мыслях.
Однако о человеке сегодня мы привыкли думать в умственных категориях, мы
думаем о человеке и его интеллекте или эмоциональной жизни в той мере, в какой
то и другое является частью его сознательной жизни, и забываем, что у человека
гораздо более глубокие корни, забываем, что интеллект, которым он так гордится,
и эмоции, которые он совершенно не в состоянии контролировать, далеко не
составляют всецелого человека. Бытие человека коренится в воле Божией. Каждый
из нас существует, потому что Бог его возжелал. И эта Божественная воля не есть
проявление власти и как бы снисхождения, а акт любви: Бог создает человека ради
того, чтобы сделать его участником всего, чем Сам обладает, почти всего, что Он
Сам есть. Мы боги по призванию. Разница между нами и Богом в этом процессе
достижения обжения в том, что мы можем быть богами по приобщению, не по
природе, подобно тому как Христос стал человеком, приобщившись нашей природе,
будучи Сам по Себе Богом. Мы укоренены в этом действии Божием, в этом
творческом слове Божием, обусловленном Его волей и любовью. Мы не самобытны;
что касается нашей природы, у нас нет корней и в Боге, и потому мы полностью