Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Него, потому что можем или принять, или отвергнуть и Его Самого, и все, что Он

нам предлагает, любой Его дар. Воля Божия всемогуща. Он Творец, Он самовластен,

Он может все— кроме одного: Он не может заставить никакую тварь любить

Его, потому что любовь царственно свободна и несовместима ни с принуждением, ни

с предначертанностью.

Когда мы говорим, что Бог нас возжелал, потому что прежде существования мы

уже возлюблены Им, мы этим определяем самые корни, самое основание, на котором

зиждется наше бытие. Но не следует заблуждаться: мы— не чисто духовные

существа, мы— не душа, заключенная в теле или на время связанная с телом,

мы— воплощенный дух, и полнота человека не в его духе или его душе, а в

его духовно-душевном единстве с телом. В этом отношении наше тело бесконечно

более значительно и обладает бесконечно бльшими возможностями, чем мы

обычно думаем. Если обратиться к библейскому откровению, к духу и к событиям

Ветхого и Нового Завета, думаю, становится ясно, что все созданное Богом было

создано полным жизни, живым, а не инертным и мертвым. Мы говорим о мертвой

материи, об инертной материи, потому что сами ослеплены и нечувствительны к

жизни вещей и материя представляется нам тяжелой, непроницаемой и безжизненной.

Но для Бога она вовсе не такова. Бог все создал таким, что оно способно жить и

радоваться в Нем. Это не означает, что у предметов есть такого же рода

сознание, какое есть у нас, но можно ли утверждать, что тот разум, то сознание,

которое есть у нас,— лучше, глубже, более восприимчиво к Богу, чем

какое-либо другое возможно существующее сознание?52 Все творение существует в Боге, все

способно познавать своего Господа, способно радоваться на своего Спасителя и

способно сиять, отражать свет Самого Бога. В противном случае все чудеса

Ветхого и Нового Завета, которые касаются природы и телесности, становятся не

чудесами уже, а магическими актами, не проявлением гармонии, дружбы, не

откликом послушания и радости со стороны природы, которая слышит слово Божие и

прозревает Его волю,— они становятся односторонним (следовательно,