Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

какое-либо другое возможно существующее сознание?52 Все творение существует в Боге, все

способно познавать своего Господа, способно радоваться на своего Спасителя и

способно сиять, отражать свет Самого Бога. В противном случае все чудеса

Ветхого и Нового Завета, которые касаются природы и телесности, становятся не

чудесами уже, а магическими актами, не проявлением гармонии, дружбы, не

откликом послушания и радости со стороны природы, которая слышит слово Божие и

прозревает Его волю,— они становятся односторонним (следовательно,

неосмысленным) действием силы, проявляемой над пассивной природой, в центре их

Бог и человек, но вся полнота творения остается вне. Когда Господь Иисус

Христос повелевает бушующим волнам улечься и ветру утихнуть над морем

Галилейским (Лк8:23—25), когда в различных событиях Нового Завета Он

повелевает стихиям отозваться на Его голос, когда Он восставляет Лазаря

(Ин11:1—44) или совершает другие дивные чудеса, это показывает, что между

Ним и творением Божиим есть отношение, взаимосвязь, есть гармония.

Чудо нам кажется исключительным явлением, на самом деле это не так,

чудо— нормальное взаимоотношение между Богом и созданным Им миром,

гибкое, живое, полное любви взаимоотношение, которое может существовать между

Богом и тем, что Бог сотворил способным любить Его, слышать Его голос. Это, мне

кажется, соответствует библейскому богословию, это соответствует учению

апостолов и учению, и самой жизни, и опыту Церкви. Описание этого опыта мы

находим, например, в творениях святого Симеона Нового Богослова. Он вернулся из

храма, причастившись Святых Тайн, он сидит на своем ложе и размышляет. Он

озирается вокруг, смотрит на себя и дивится. Эти руки (говорит он), хрупкие,

бессильные,— это руки Самого Бога, это тело, жалкое, старое, слабеющее

тело, вмещает присутствие Божества, и эта келья, малая и жалкая,— больше

небес, потому что содержит Бога… Это не аллегория, не выдумка или воображение,

это непосредственный, глубокий, конкретный опыт, коренящийся во всем Ветхом и

Новом Завете. Все, что сотворено Богом, пребывает в Боге, в глубоком