Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

создано полным жизни, живым, а не инертным и мертвым. Мы говорим о мертвой

материи, об инертной материи, потому что сами ослеплены и нечувствительны к

жизни вещей и материя представляется нам тяжелой, непроницаемой и безжизненной.

Но для Бога она вовсе не такова. Бог все создал таким, что оно способно жить и

радоваться в Нем. Это не означает, что у предметов есть такого же рода

сознание, какое есть у нас, но можно ли утверждать, что тот разум, то сознание,

которое есть у нас,— лучше, глубже, более восприимчиво к Богу, чем

какое-либо другое возможно существующее сознание?52 Все творение существует в Боге, все

способно познавать своего Господа, способно радоваться на своего Спасителя и

способно сиять, отражать свет Самого Бога. В противном случае все чудеса

Ветхого и Нового Завета, которые касаются природы и телесности, становятся не

чудесами уже, а магическими актами, не проявлением гармонии, дружбы, не

откликом послушания и радости со стороны природы, которая слышит слово Божие и

прозревает Его волю,— они становятся односторонним (следовательно,

неосмысленным) действием силы, проявляемой над пассивной природой, в центре их

Бог и человек, но вся полнота творения остается вне. Когда Господь Иисус

Христос повелевает бушующим волнам улечься и ветру утихнуть над морем

Галилейским (Лк8:23—25), когда в различных событиях Нового Завета Он

повелевает стихиям отозваться на Его голос, когда Он восставляет Лазаря

(Ин11:1—44) или совершает другие дивные чудеса, это показывает, что между

Ним и творением Божиим есть отношение, взаимосвязь, есть гармония.

Чудо нам кажется исключительным явлением, на самом деле это не так,

чудо— нормальное взаимоотношение между Богом и созданным Им миром,

гибкое, живое, полное любви взаимоотношение, которое может существовать между

Богом и тем, что Бог сотворил способным любить Его, слышать Его голос. Это, мне

кажется, соответствует библейскому богословию, это соответствует учению

апостолов и учению, и самой жизни, и опыту Церкви. Описание этого опыта мы

находим, например, в творениях святого Симеона Нового Богослова. Он вернулся из