Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
встретил живого Христа, и с тех пор он живет опытом этой встречи, радостью об
этой встрече, живым ощущением присутствия Спасителя. Христианство открылось ему
как религия личного, живого Бога— того Бога, Который относится к человеку
не только с любовью, но и с уважением, Который солидарен с человеком, Который
верит в человека, даже если человек утрачивает веру в Него. И этим опытом
встречи с Богом живым митрополит Антоний делился со своими современниками,
помогая тысячам людей найти свой путь к Богу.
Для того, чтобы человек мог в своем личном духовном опыте встретить Бога,
ему необходимо то, что святитель Феофан Затворник (один из любимых авторов
Владыки Антония) называл «внутрьпребыванием» и что сам Владыка Антоний, вслед
за преподобным Исааком Сириным, называет «схождением в глубины». Подлинным
святоотеческим призывом всегда был не столько призыв к движению вперед или к
воспарению ввысь, сколько призыв к схождению вглубь— туда, где Бог
присутствует как непостижимая тайна, открывающаяся сердцу человека, как
драгоценная жемчужина, которая добывается с большим трудом. «Если бы в каждой
устрице ныряльщик находил жемчужину, тогда всякий человек быстро разбогател
бы,— пишет Исаак Сирин.— И если бы ныряльщик тотчас добывал
жемчужину, и волны не били бы его, и акулы не встречали бы его, не надо было бы
ему задерживать дыхание до такой степени, чтобы он задыхался, и не был бы он
лишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы в глубины—
тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии попадались бы жемчужины»7. Об этих же глубинах говорит и
преподобный Симеон Новый Богослов: «Как тот, кто стоит на берегу моря, пока
находится вне вод, видит все и обнимает умом океанский простор, когда же начнет
входить в воды и погружаться в них, насколько сходит, настолько меньше видит
то, что вне вод; так и те, которые становятся причастными Божественному свету,
в какой мере преуспевают в познании божественного, в той же мере соответственно
впадают в незнание внешнего. Как тот, кто входит в воды морские по колено или
по пояс, ясно видит все, что вне вод, когда же сойдет в глубину и окажется весь