Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Эта способность мира, способность материи этого мира (оставляя в стороне
нашу душу и дух) быть в Боге и вмещать Бога, с одной стороны, является условием
Воплощения, и с другой стороны, на ней основана наша вера в таинства. В
Воплощении Бог, у Которого нет общей меры с тем, что Он сотворил, становится
соприсущным Своему творению, облекается в человеческую плоть, в которой
содержится все существующее, все, что есть в этом тварном мире. Он воспринимает
все вещество этого мира, и это вещество не только Его собственного
исторического тела, но всего мира, таинственно, невообразимо, личным образом
соединяется с Самим Богом. И когда после Воскресения Христос возносится на небо,
Он таинственно уносит все вещество нашего мира в самые глубины Божественной
реальности. Бог присутствует в мире, становится частью не только его истории,
но его существа, и мир присутствует в Боге.
На этом, а также на том, о чем я говорил раньше, основана наша вера в
таинства, в тинственные действия, совершаемые в Церкви силой Божией,
посредством которых вещество этого мира приобщается Божественной области и
становится способным донести ее до нас. Воды крещения, елей помазания, миро,
хлеб, вино приносятся Богу, изымаются из контекста этого мира, который стал безбожным,
они вносятся в Царство Божие и вновь обретают свободу, освобождаются действием
человеческой свободной воли и веры и действием Божественной любви. И сами эти
предметы, не аллегорически, не внешним образом и как бы независимо от
Божественного действия, сущностно становятся проводниками Божественной силы,
Божественной благодати, Божественного света, сами становятся чудом, чудесным
явлением, потому что они восстановлены к цельности и к способности всей твари
свободно общаться с Богом.
Если помнить это, мы должны понять, что корни нашего взаимоотношения с
Богом— не только в нашем рассудке, уме, не в эмоциональной сфере,
доступной нашему сознанию. Это взаимоотношение обнимает все без исключения в
нас. Ведь, действительно, когда Бог хочет достичь до нас, падших созданий, не