Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
исторического тела, но всего мира, таинственно, невообразимо, личным образом
соединяется с Самим Богом. И когда после Воскресения Христос возносится на небо,
Он таинственно уносит все вещество нашего мира в самые глубины Божественной
реальности. Бог присутствует в мире, становится частью не только его истории,
но его существа, и мир присутствует в Боге.
На этом, а также на том, о чем я говорил раньше, основана наша вера в
таинства, в тинственные действия, совершаемые в Церкви силой Божией,
посредством которых вещество этого мира приобщается Божественной области и
становится способным донести ее до нас. Воды крещения, елей помазания, миро,
хлеб, вино приносятся Богу, изымаются из контекста этого мира, который стал безбожным,
они вносятся в Царство Божие и вновь обретают свободу, освобождаются действием
человеческой свободной воли и веры и действием Божественной любви. И сами эти
предметы, не аллегорически, не внешним образом и как бы независимо от
Божественного действия, сущностно становятся проводниками Божественной силы,
Божественной благодати, Божественного света, сами становятся чудом, чудесным
явлением, потому что они восстановлены к цельности и к способности всей твари
свободно общаться с Богом.
Если помнить это, мы должны понять, что корни нашего взаимоотношения с
Богом— не только в нашем рассудке, уме, не в эмоциональной сфере,
доступной нашему сознанию. Это взаимоотношение обнимает все без исключения в
нас. Ведь, действительно, когда Бог хочет достичь до нас, падших созданий, не
способных достичь до Него, Он совершает это через наше тело и при посредстве
вещества этого мира. На наш акт веры Бог отвечает чудом крещения, то есть
соединения. На наш акт веры в пределах уже существующего взаимоотношения Бог
отзывается, делая нас причастниками Своего Тела и Крови, причастниками
Божественной жизни. Все значительные события христианской жизни коренятся в
материи, не в духе, потому что прежде чем наш дух научится быстро, живо
отзываться, его следует воспитывать и укреплять, и тем не менее Бог достигает