Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

посредством которых вещество этого мира приобщается Божественной области и

становится способным донести ее до нас. Воды крещения, елей помазания, миро,

хлеб, вино приносятся Богу, изымаются из контекста этого мира, который стал безбожным,

они вносятся в Царство Божие и вновь обретают свободу, освобождаются действием

человеческой свободной воли и веры и действием Божественной любви. И сами эти

предметы, не аллегорически, не внешним образом и как бы независимо от

Божественного действия, сущностно становятся проводниками Божественной силы,

Божественной благодати, Божественного света, сами становятся чудом, чудесным

явлением, потому что они восстановлены к цельности и к способности всей твари

свободно общаться с Богом.

Если помнить это, мы должны понять, что корни нашего взаимоотношения с

Богом— не только в нашем рассудке, уме, не в эмоциональной сфере,

доступной нашему сознанию. Это взаимоотношение обнимает все без исключения в

нас. Ведь, действительно, когда Бог хочет достичь до нас, падших созданий, не

способных достичь до Него, Он совершает это через наше тело и при посредстве

вещества этого мира. На наш акт веры Бог отвечает чудом крещения, то есть

соединения. На наш акт веры в пределах уже существующего взаимоотношения Бог

отзывается, делая нас причастниками Своего Тела и Крови, причастниками

Божественной жизни. Все значительные события христианской жизни коренятся в

материи, не в духе, потому что прежде чем наш дух научится быстро, живо

отзываться, его следует воспитывать и укреплять, и тем не менее Бог достигает

до нас, когда мы на самом дне: где изобилует грех, преизобилует благодать

(Рим5:20). И мы даже не задумываемся о том, как много мы познаём таким

образом и как мало мы знаем умом о том, на что способно наше тело. Как много

можно передать— и сейчас я говорю на уровне просто человечности, хотя это

и выходит далеко за ее пределы,— прикосновением руки; как многое наше

тело способно воспринять непосредственно, сколько в нем знания и мудрости.

И когда мы думаем о человеке, мы должны помнить, что в нас есть две стороны: