Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Божественной благодати, Божественного света, сами становятся чудом, чудесным

явлением, потому что они восстановлены к цельности и к способности всей твари

свободно общаться с Богом.

Если помнить это, мы должны понять, что корни нашего взаимоотношения с

Богом— не только в нашем рассудке, уме, не в эмоциональной сфере,

доступной нашему сознанию. Это взаимоотношение обнимает все без исключения в

нас. Ведь, действительно, когда Бог хочет достичь до нас, падших созданий, не

способных достичь до Него, Он совершает это через наше тело и при посредстве

вещества этого мира. На наш акт веры Бог отвечает чудом крещения, то есть

соединения. На наш акт веры в пределах уже существующего взаимоотношения Бог

отзывается, делая нас причастниками Своего Тела и Крови, причастниками

Божественной жизни. Все значительные события христианской жизни коренятся в

материи, не в духе, потому что прежде чем наш дух научится быстро, живо

отзываться, его следует воспитывать и укреплять, и тем не менее Бог достигает

до нас, когда мы на самом дне: где изобилует грех, преизобилует благодать

(Рим5:20). И мы даже не задумываемся о том, как много мы познаём таким

образом и как мало мы знаем умом о том, на что способно наше тело. Как много

можно передать— и сейчас я говорю на уровне просто человечности, хотя это

и выходит далеко за ее пределы,— прикосновением руки; как многое наше

тело способно воспринять непосредственно, сколько в нем знания и мудрости.

И когда мы думаем о человеке, мы должны помнить, что в нас есть две стороны:

сознание, разум и другая сторона, которую невозможно назвать сознательной или

бессознательной,— физическая, материальная сторона, у которой есть свои свойства

и способности, о каких мы даже не подозреваем, мы лишь порой прозреваем их на

миг в жизни святых или в событиях собственной жизни. Надо также помнить и то,

что даже в области, которую мы самодовольно называем областью сознания и

разума, очень многое не принадлежит сфере рационального, хотя не имеет ничего

общего с неразумностью. Есть области нашего восприятия жизни, нашей