Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
сознание, разум и другая сторона, которую невозможно назвать сознательной или
бессознательной,— физическая, материальная сторона, у которой есть свои свойства
и способности, о каких мы даже не подозреваем, мы лишь порой прозреваем их на
миг в жизни святых или в событиях собственной жизни. Надо также помнить и то,
что даже в области, которую мы самодовольно называем областью сознания и
разума, очень многое не принадлежит сфере рационального, хотя не имеет ничего
общего с неразумностью. Есть области нашего восприятия жизни, нашей
деятельности, которые не относятся к области интеллекта и где ум, по выражению
Семена Людвиговича Франка, играет свою настоящую роль— роль слуги;
любовь, чувство красоты, чувство благоговения— все это далеко выходит за
пределы области ума. Так что когда мы думаем о том, каково взаимоотношение
между Богом и нами, мы должны помнить, что это взаимоотношение коренится в первую
очередь в том, что Бог нас возжелал и возлюбил. Вспомните слова апостола Иоанна
Богослова: дивно не то, что мы любим Бога, но что Он первый возлюбил нас
(1Ин4:10). И это верно не только по отношению к падшему
человечеству, к акту спасения, но к самому нашему бытию, к тому, что Он создал
нас, и все, что Он создал, глубинно связано с Ним.
Что же можно сказать конкретнее о взаимоотношении, которое существует между
Богом и нами помимо умственной области или когда умственно мы не способны на
такое взаимоотношение? Помимо области ума, как я уже сказал, существует
основное взаимоотношение: наше сотворение Богом, первичное положение материи по
отношению к Богу, основоположное значение тела как неотъемлемой части человека,
а значит, участника его предназначения к спасению. Да, бывает, что Бог
достигает до нашего тела через посредство духа и души. Афонский старец Силуан
говорил, что благодать доходит до нас, так сказать, тремя потоками: мы сначала
соприкасаемся с благодатью в молитве, в размышлении, на вершинах нашего существа,
в духе; когда наш дух пропитан благодатью, благодать заполняет нашу душу, то,
что можно назвать областью психики, сознательного и бессознательного, и отсюда