Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
преподобный Симеон Новый Богослов: «Как тот, кто стоит на берегу моря, пока
находится вне вод, видит все и обнимает умом океанский простор, когда же начнет
входить в воды и погружаться в них, насколько сходит, настолько меньше видит
то, что вне вод; так и те, которые становятся причастными Божественному свету,
в какой мере преуспевают в познании божественного, в той же мере соответственно
впадают в незнание внешнего. Как тот, кто входит в воды морские по колено или
по пояс, ясно видит все, что вне вод, когда же сойдет в глубину и окажется весь
под водой, не может видеть ничего из того, что вне воды, и знает одно только
то, что он всецело находится в глубине моря; так случается и с теми, которые
возрастают в духовном преуспеянии и восходят в совершенство знания и
созерцания»8.
Напоминание о необходимости схождения вглубь особенно своевременно в эпоху,
когда миллионы людей скользят по поверхности жизни, подобно человеку,
несущемуся на водных лыжах по поверхности океана под рев тянущего его за собой
катера, и мало кому интересно обзаводиться аквалангом и спускаться в океанские
глубины. Владыка Антоний приглашает своего читателя погрузиться туда, где в
царственной тишине живет своей сокровенной жизнью подводный мир, где среди
коралловых рифов и водорослей ныряльщик может обрести ту жемчужину, обладание
которой преобразит всю его жизнь, придаст ей новую ценность.
Тема встречи с Богом неразрывно связана у митрополита Антония с темой
встречи с человеком. Это та самая встреча, которой на протяжении тридцати
восьми лет жаждал у купели Силоамской евангельский расслабленный, на вопрос
Христа «Хочешь ли быть здоров?» ответивший: «Так, Господи, но не имею человека,
который опустил бы меня в купальню» (Ин5:6—7). Слова, которые услышал
Господь от расслабленного— «не имею человека»,— отражают духовное
состояние современного мира, в котором миллионы людей страдают от одиночества и
оставленности. Современное человечество не только обезбожено: оно
обесчеловечено. Бесчеловечность, равнодушие к страданиям других, нежелание