Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

преподобный Симеон Новый Богослов: «Как тот, кто стоит на берегу моря, пока

находится вне вод, видит все и обнимает умом океанский простор, когда же начнет

входить в воды и погружаться в них, насколько сходит, настолько меньше видит

то, что вне вод; так и те, которые становятся причастными Божественному свету,

в какой мере преуспевают в познании божественного, в той же мере соответственно

впадают в незнание внешнего. Как тот, кто входит в воды морские по колено или

по пояс, ясно видит все, что вне вод, когда же сойдет в глубину и окажется весь

под водой, не может видеть ничего из того, что вне воды, и знает одно только

то, что он всецело находится в глубине моря; так случается и с теми, которые

возрастают в духовном преуспеянии и восходят в совершенство знания и

созерцания»8.

Напоминание о необходимости схождения вглубь особенно своевременно в эпоху,

когда миллионы людей скользят по поверхности жизни, подобно человеку,

несущемуся на водных лыжах по поверхности океана под рев тянущего его за собой

катера, и мало кому интересно обзаводиться аквалангом и спускаться в океанские

глубины. Владыка Антоний приглашает своего читателя погрузиться туда, где в

царственной тишине живет своей сокровенной жизнью подводный мир, где среди

коралловых рифов и водорослей ныряльщик может обрести ту жемчужину, обладание

которой преобразит всю его жизнь, придаст ей новую ценность.

Тема встречи с Богом неразрывно связана у митрополита Антония с темой

встречи с человеком. Это та самая встреча, которой на протяжении тридцати

восьми лет жаждал у купели Силоамской евангельский расслабленный, на вопрос

Христа «Хочешь ли быть здоров?» ответивший: «Так, Господи, но не имею человека,

который опустил бы меня в купальню» (Ин5:6—7). Слова, которые услышал

Господь от расслабленного— «не имею человека»,— отражают духовное

состояние современного мира, в котором миллионы людей страдают от одиночества и

оставленности. Современное человечество не только обезбожено: оно

обесчеловечено. Бесчеловечность, равнодушие к страданиям других, нежелание