Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

самому молчать, но от собственного молчания вы ничего не услышите, если он не

заговорит. И в этом смысле наш душевный строй может помочь в духовной жизни, но

не может ее создать, так же как и физическое состояние успокоенности,

стройности подготавливает почву для молитвы, но не есть сама молитва. Феофан

Затворник в одном из своих писем говорит, что надо быть как хорошо натянутая

струна на музыкальном инструменте. Если ты недостаточно натянут и по тебе

царапают— никакого чистого звука ты не издашь, если ты перетянут и по

тебе ногтем заденут— струна лопнет. А где-то есть равновесие, которое

дает чистую, верную ноту. В этом же отрывке он говорит о том, как надо учиться

стоять, двигаться: нельзя ни разваливаться, ни быть в состоянии напряжения,

надо найти какое-то среднее состояние. Но это не дает молитву, так же как

правильно натянутая струна сама никакой мелодии не издает, надо, чтобы кто-то

на ней играл.

Как можно с духовной точки зрения ответить на вопросы: что считать

психической нормой и что такое психическая патология?

Я одно время пробовал что-то понять в юродивых и читал жития и имеющуюся на

этот счет литературу, и у меня сложилось впечатление, что есть два типа

юродивых. Одни не представляют никакой проблемы с нашей точки зрения: это люди

ясного, сильного, мощного ума, которые просто выбрали путь поддельного,

подложного безумия. Они прикидывались безумными, но оставались людьми большого,

глубокого и трезвого ума. Но есть другая категория людей, чем-то ненормальных,

которые в православной традиции юродства нашли свой путь святости. Между

прочим, это одна из вещей, очень поражающих меня в нашей Церкви: в ней больше

всего юродивых, очень мало их вне Русской Церкви. И мне кажется, что Русская

Церковь сумела найти какой-то путь, позволяющий даже человеку психически

неуравновешенному все-таки развиваться духовно и дойти до какой-то меры

святости.

Настоящих критериев нормальности нет, наиболее достоверный— это