Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Одна только возможность: вылететь из стакана. У нас та же самая возможность. У

нас нет возможности пробиться по ту сторону Божиего творческого слова, у нас

нет возможности пробиться по другую сторону и, как Иван Карамазов того хотел,

«отдать свой билет Богу»55, у

нас нет возможности вырваться из тех биологических или душевных условий,

которые составляют нашу человечность, но есть одна возможность: вырасти в меру

Богочеловека.

Является ли шизофрения духовной болезнью, порабощением человека темными

силами? Может ли она быть следствием духовных преступлений предков? Какие меры

для компенсации болезни и реабилитации больного вы бы посоветовали как

священник и врач?

Конечно, может случиться, что постепенное разрушение человеческой души,

душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться

наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной

убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности,

своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле,

происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства

с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь

непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает— и не так редко,—

что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.

Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об

исцелении одного человека. Он помолился несколько дней, а потом пришел и

сказал: «Господь мне открыл, что я мог бы его исцелить, но Он мне открыл также,

что болезнь дана во спасение и его, и других людей вокруг него». И в житиях

святых мы находим целый ряд случаев, когда сами святые или просто верующие

болели долгое время, не потому, что они были грешники, а потому, что это было

путем спасения— не только личного, но и спасения людей вокруг. Я помню

случай, когда один крестьянин XIXвека десятки лет лежал парализованный в