Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
определены— мы определены тем, что созданы человеками, людьми: у нас
кровь, плоть, ум, у нас сердце; мы определены обстановкой, в которой рождаемся,
влияниями, которые на нас действуют. Значит, нельзя просто сказать, что мы
свободны в том смысле, в котором Бог свободен.
Если можно употребить здесь образ, у меня впечатление, что мы ужасно похожи
на жука, которого посадили в стакан. Когда он старается пробиться через
дно— ему пути нет, старается пробиться через стенки— тоже никуда.
Одна только возможность: вылететь из стакана. У нас та же самая возможность. У
нас нет возможности пробиться по ту сторону Божиего творческого слова, у нас
нет возможности пробиться по другую сторону и, как Иван Карамазов того хотел,
«отдать свой билет Богу»55, у
нас нет возможности вырваться из тех биологических или душевных условий,
которые составляют нашу человечность, но есть одна возможность: вырасти в меру
Богочеловека.
Является ли шизофрения духовной болезнью, порабощением человека темными
силами? Может ли она быть следствием духовных преступлений предков? Какие меры
для компенсации болезни и реабилитации больного вы бы посоветовали как
священник и врач?
Конечно, может случиться, что постепенное разрушение человеческой души,
душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться
наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной
убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности,
своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле,
происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства
с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь
непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает— и не так редко,—
что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.
Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об
исцелении одного человека. Он помолился несколько дней, а потом пришел и
сказал: «Господь мне открыл, что я мог бы его исцелить, но Он мне открыл также,
что болезнь дана во спасение и его, и других людей вокруг него». И в житиях
святых мы находим целый ряд случаев, когда сами святые или просто верующие
болели долгое время, не потому, что они были грешники, а потому, что это было
путем спасения— не только личного, но и спасения людей вокруг. Я помню
случай, когда один крестьянин XIXвека десятки лет лежал парализованный в