Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
свойства или дарования меняются на обратные, но все же они меняются. Скажем,
мягкость может быть слабостью или состраданием, сочувствием, лаской; и
вот— слабость должна уйти, а ласка, сострадание должны ее заменить. Наши
свойства сами по себе большей частью нейтральны и поляризуются в зависимости от
того, в какую сторону мы смотрим, каков наш идеал, какова наша направленность.
Может ли пастырь предъявлять требования (и какие именно) слегка
ненормальному человеку?
Есть категория людей, которые достаточно нормальны, чтобы вести
приблизительно нормальную жизнь, но не вполне нормальны в обычном смысле слова.
Я думаю, что, говоря схематично, можно разделить эти состояния на два типа. Те,
в которых есть наигранность, ложь, неправда, являются определенной помехой.
Другие являются, так сказать, «структурным» недостатком: глупый человек, или
нечуткий, или человек с изъяном, у которого чего-то не хватает— как на
инструменте может быть три струны вместо пяти, но эти три есть и не испорчены
всем остальным.
У меня сейчас в мысли конкретный человек, моя прихожанка: она определенно «с
трещиной», но помимо «трещины» она обнаружила, что делается страшно интересной
для других (во всяком случае, вначале), когда проявляет свою какую-то
тронутость. Она ее проявляла по малости, и люди как-то переживали: «Ах, бедная
В.!» Потом она стала ее проявлять так живописно, что это стало невыносимо, до
дня, когда мне все сказали: «Она совершенно сошла с ума!» Я решил: я тебе
покажу «сошла с ума»— и взял ее в оборот: перья полетели! Я ее потряс,
говорю: «Вот что, В., я вам скажу: вы или комедиантка, или хулиганка, или
сумасшедшая. Если вы сумасшедшая, в следующий раз, когда вы выкинете
что-нибудь, я вызову санитарную карету, а если вы хулиганка или комедиантка, мы
вызовем полицию, так вот, вы мне скажите: кого вызывать? Я буду знать». После
чего она перестала быть сумасшедшей. Казалось, это непреодолимо, она ничего не
может поделать— а вот, оказалось, может. Потому что кроме того, что у нее