Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

помочь, поделиться, выйти навстречу, эгоцентризм и эгоизм приобретают поистине

вселенские масштабы. Все труднее бывает в пустыне современного мира встретить

человека— того, кто готов разделить с тобой радость и скорбь, праздники и

будни, победы и поражения.

Когда-то Диоген ходил днем по городским улицам, держа в руках зажженный

фонарь и говоря: «Ищу человека». Это изречение античного философа осталось в

памяти человечества символом того, как трудно иногда бывает среди сотен, тысяч,

миллионов, миллиардов людей, населяющих землю, встретить настоящего человека.

Но если встреча с настоящим человеком произошла, каким чудом она оказывается!

Для евангельского расслабленного, как и для многих других людей во все века,

таким Человеком с большой буквы, единственным подлинным человеком на его

жизненном пути, стал Богочеловек— Господь Иисус Христос. В Его лице

расслабленный обрел того, кого ему всю жизнь не хватало, о ком он всю жизнь

тосковал, кого всю жизнь ждал.

Святые Отцы говорят нам: для того, чтобы быть подлинными христианами, мы

должны быть похожи на Христа, единственного Человека в абсолютном смысле этого

слова. А значит, мы должны прежде всего сами стать настоящими людьми. Во

IIвеке святой Феофил Антиохийский, полемизируя с язычником, писал: «Ты

говоришь: покажи мне твоего Бога. А я тебе отвечу: сначала покажи мне твоего

человека, и тогда сможешь увидеть моего Бога»9.

Иными словами, мы не можем видеть Бога, пока не вырастем в полную меру нашего

человеческого роста. Об этом христианском призвании и напоминает Владыка

Антоний во всех своих устных и печатных выступлениях.

Митрополита Антония можно назвать Отцом Церкви нашего времени, ибо его

богословие обладает теми качествами, которыми обладало святоотеческое

богословие на протяжении многих столетий. Это не значит, что он безошибочен в

суждениях, что у него нет частных мнений, отличающихся от общепринятых, что его

взгляды нельзя оспорить. Но основной вектор его богословской мысли совпадает со