Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Святые Отцы говорят нам: для того, чтобы быть подлинными христианами, мы

должны быть похожи на Христа, единственного Человека в абсолютном смысле этого

слова. А значит, мы должны прежде всего сами стать настоящими людьми. Во

IIвеке святой Феофил Антиохийский, полемизируя с язычником, писал: «Ты

говоришь: покажи мне твоего Бога. А я тебе отвечу: сначала покажи мне твоего

человека, и тогда сможешь увидеть моего Бога»9.

Иными словами, мы не можем видеть Бога, пока не вырастем в полную меру нашего

человеческого роста. Об этом христианском призвании и напоминает Владыка

Антоний во всех своих устных и печатных выступлениях.

Митрополита Антония можно назвать Отцом Церкви нашего времени, ибо его

богословие обладает теми качествами, которыми обладало святоотеческое

богословие на протяжении многих столетий. Это не значит, что он безошибочен в

суждениях, что у него нет частных мнений, отличающихся от общепринятых, что его

взгляды нельзя оспорить. Но основной вектор его богословской мысли совпадает со

святоотеческим. И потому, даже отвечая на те вопросы, которые не ставились в

эпоху древних Отцов, Владыка Антоний апеллирует к тому, что всегда было главным

критерием истины в святоотеческом богословии,— к Преданию Церкви. И все

его богословие можно рассматривать как интерпретацию церковного Предания—

интерпретацию современную, живую, основанную не только на изучении древних

Отцов, но и на опытном переживании тех истин, которые составляют сердцевину

святоотеческого богословия. Максимальная открытость вызовам времени при

максимальном стремлении сохранить верность церковному Преданию— такова,

наверное, наиболее характерная черта богословского творчества митрополита

Антония.

Основные темы настоящей книги

Настоящая книга является самым полным собранием выступлений Владыки Антония.

Впервые под одной обложкой собраны материалы, столь разные по тематике и стилю.

Структура книги может показаться эклектичной, но эта эклектичность лишь