Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
меня просто обожгло жаром. Потом протянул снова, и меня прямо морозом обдало.
Значит, что-то у него было. Но когда я с ним поговорил, он оказался таким
прохвостом, что я решил: лучше моим пациентам страдать от меня, чем лечиться у
него. Я хоть честно могу пациента отправить от себя, сказать: ничего не
понимаю, ищи другого. А этот был бесчестный человек. И у меня было чувство, что
у него дар-то, вероятно, природный, но использование его из-за его жадности к
деньгам— уже совсем другого порядка.
Ясно, что у святых эта способность тоже коренится в другом, но мне кажется,
что самый дар в значительной мере природный. Я не говорю, что чудеса являются
природными действиями, но Феофан Затворник в одной из своих книг пишет, что мы
недооцениваем свои природные возможности. Когда, скажем, мы молимся и ощущаем в
своем теле те или другие явления, мы склонны сразу их приписывать благодати. И
Феофан говорит: нет, это не благодатное явление, а просто чисто природное. Я
думаю, что есть средняя полоса. У всякого человека есть дарования, которые
могут развиться далеко за пределы обычного, но эти дарования будут окрашиваться
от того, какой это человек, кто он по отношению к Богу, к темным силам…
Могу признаться, что, когда я был на первом курсе медицинского, у меня
начали проявляться способности читать мысли людей на расстоянии, передавать им
на расстоянии свои мысли, и я задумался над этим. Это было в летнем детском
лагере; помню, я ходил по лужайке, вдруг остановился и сказал: «Господи, если
этот дар от Тебя, пусть он со мною останется, если он от злой силы или просто
естественный, но может меня повлечь в гордыню и в разрушение— сними!» И
он был снят мгновенно, и никогда больше в такой форме я этого не переживал.
Это меня заставило быть вдумчивым и осторожным в этом отношении, потому что
мы ищем— в духовном руководстве, или в проповеди, или просто в общении с
людьми, чтобы Господь через нас совершил какое-то дело, сказал слово, совершил
действие во спасение. Но основывать действие или слово во спасение на
естественной почве нельзя, мы ищем другого, наша борьба не с плотью и кровью, а