Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

терпению и смирению, мужеству и выдержке, доверчивой покорности? Мне

вспоминается ребенок, о котором говорится в жизнеописании французского святого

XIXвека. Этот священник спросил мальчика девяти лет, как он может

переносить мучительную болезнь, которая в конце концов свела его в могилу. Тот

ответил: «Отец, я научился не ощущать сегодня вчерашнего страдания и не предвидеть

завтрашнего». На такое способны очень немногие взрослые, ибо страдание—

будь то нравственная мука, душевные переживания или физическая боль—

обычно становится невыносимым, потому что в каждый момент мы как бы несем и

переживаем все уже прошедшие моменты боли и страдания и в каждый миг ожидаем,

что так будет вечно, что оно никогда не кончится. И мы не в состоянии

противостоять всему прошлому и будущему страданию, хотя в большинстве случаев

могли бы противостоять конкретной порции страдания нашего тела или нашей души в

данный момент.

Этот пример говорит о ребенке девяти лет. Как же маленькие дети, еще не

способные рассуждать таким образом? Может ли страдание что-то значить для их

бессмертной души или оно— сплошная бессмыслица и жестокость? Мы склонны

думать, что наш духовный рост происходит при посредстве разума, сознательного

отклика, путем умственного возрастания. Мы воображаем, что наша духовная жизнь

состоит из раскрывающихся в нас возвышенных мыслей и глубоких чувств. Но не в

этом духовная жизнь, не это— жизнь Духа. Это— та промежуточная

область, которая не принадлежит ни телу, ни духу. Я поясню свои слова

сравнением. Мы крестим ребенка. Чего мы ожидаем— если вообще ожидаем

чего-либо? Почему мы считаем, что в этом есть смысл? Потому что мы верим, что,

осознанно или нет, живой дух, живая душа ребенка способна встретить лицом к

лицу Живого Бога. Независимо от всякого психологического восприятия, всякого

интеллектуального или эмоционального отклика живая душа встречает Живого Бога,

и таинства Церкви обращены к этой живой душе, которая в своем познании Бога не

зависит ни от интеллекта, ни от сознания, ни от чего подобного.