Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
терпению и смирению, мужеству и выдержке, доверчивой покорности? Мне
вспоминается ребенок, о котором говорится в жизнеописании французского святого
XIXвека. Этот священник спросил мальчика девяти лет, как он может
переносить мучительную болезнь, которая в конце концов свела его в могилу. Тот
ответил: «Отец, я научился не ощущать сегодня вчерашнего страдания и не предвидеть
завтрашнего». На такое способны очень немногие взрослые, ибо страдание—
будь то нравственная мука, душевные переживания или физическая боль—
обычно становится невыносимым, потому что в каждый момент мы как бы несем и
переживаем все уже прошедшие моменты боли и страдания и в каждый миг ожидаем,
что так будет вечно, что оно никогда не кончится. И мы не в состоянии
противостоять всему прошлому и будущему страданию, хотя в большинстве случаев
могли бы противостоять конкретной порции страдания нашего тела или нашей души в
данный момент.
Этот пример говорит о ребенке девяти лет. Как же маленькие дети, еще не
способные рассуждать таким образом? Может ли страдание что-то значить для их
бессмертной души или оно— сплошная бессмыслица и жестокость? Мы склонны
думать, что наш духовный рост происходит при посредстве разума, сознательного
отклика, путем умственного возрастания. Мы воображаем, что наша духовная жизнь
состоит из раскрывающихся в нас возвышенных мыслей и глубоких чувств. Но не в
этом духовная жизнь, не это— жизнь Духа. Это— та промежуточная
область, которая не принадлежит ни телу, ни духу. Я поясню свои слова
сравнением. Мы крестим ребенка. Чего мы ожидаем— если вообще ожидаем
чего-либо? Почему мы считаем, что в этом есть смысл? Потому что мы верим, что,
осознанно или нет, живой дух, живая душа ребенка способна встретить лицом к
лицу Живого Бога. Независимо от всякого психологического восприятия, всякого
интеллектуального или эмоционального отклика живая душа встречает Живого Бога,
и таинства Церкви обращены к этой живой душе, которая в своем познании Бога не
зависит ни от интеллекта, ни от сознания, ни от чего подобного.