Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Но в таком случае это верно в отношении всего того, что происходит в теле

или душе ребенка еще до того момента, когда он может осознавать случающееся на

интеллектуальном уровне. Следовательно, если болен ребенок того возраста, когда

мы не можем ожидать, что он будет сознательно понимать происходящее, когда он

еще не способен научиться тому, что требует воли, интеллекта, зрелых чувств,

активной веры, активного принятия, то это не означает, что происходящее с ним в

теле никуда не ведет, что оно не станет положительным событием или

положительным вкладом в его вечную жизнь. И это, я думаю, особенно важно

осознать родителям, взрослым, когда с ребенком как будто нет контакта, как в

случае умственно недоразвитых детей. Есть предел общению в слове, но нет

предела другим формам общения. В конечном итоге, встреча двух людей происходит

за пределом слов, она происходит там, где Бог. В Православной Церкви, мы

настаиваем, что беременная женщина должна исповедоваться, должна выправить свою

жизнь, причащаться, молиться, потому что связь, существующая между нею и

ребенком, такова, что все случающееся с ней случается и с ребенком. Когда

ребенок родился, мы ожидаем, что родители молятся над ним. Мы крестим,

миропомазываем и причащаем младенцев на том же основании, о котором я говорил

выше: потому что Живой Бог может встретить Свое живое создание на той глубине,

которая далеко за пределами любых возможностей человеческого общения. Когда

ребенок болен, без сознательной как бы восприимчивости, всегда есть возможность

молиться над этим ребенком, молиться о нем, держать его перед Богом и приобщать

его таинствам Церкви. Если бы родители и окружающие такого ребенка люди больше

это осознавали, если бы, вместо того чтобы стараться пробиться через

непроходимую стену, они погружались в те глубины, где мы все встречаемся в

Боге, то могла бы возникнуть ощутимая взаимная связь— связь, которую

ребенок воспринимает и которая стала бы началом вечного взаимоотношения.

Это относится и к смерти. Бог не есть Бог мертвых, Он есть Бог живых

(Мк12:27), и если мы живем в Боге, между нами есть близость. Часто, когда