Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

встречаемся с вечностью, то есть с Богом. Наша связь с теми, кто ушел из этой

жизни, в настоящем, она принадлежит именно категории вечности, а не времени.

Да, действительно, нет физической встречи, физического общения, но в любом

случае мы общаемся не на этом уровне. Даже в теперешнем нашем состоянии, когда

между нами есть отношения, они обусловлены не просто взаимопониманием на уровне

слов, языка, символов. Мы понимаем друг друга, отношения существуют, постольку

поскольку мы встречаемся в молчании, на глубинах, душа с душой. В каком-то

смысле, подлинное общение начинается там, где все способы общения оставлены в

стороне. Подлинное взаимопонимание— за пределом слов. Когда страдает

ребенок, мы актом веры должны принять его способность вырастать все больше в

тесную близость с Богом, потому что он— живая душа, и мы должны быть уверены,

что то, что с ним происходит, не напрасно. И когда дети уходят из жизни, мы

должны помнить, что Бог есть Бог живых.

При всем этом нельзя недооценивать прикосновение, физический контакт. Почти

все религиозные обряды совершаются через контакт: возложение рук,

благословение— так многое совершается физически, и мы должны осознавать

духовные способности, восприимчивость нашего тела к области духа. Без тела мы

не могли бы причащаться таинству Тела и Крови Христовых, не могли бы

приобщиться Богу. Через тело и благодаря тому, что оно представляет, чем

является, можем мы иметь это соединение со Христом и Богом. В человеческих

взаимоотношениях прикосновение играет колоссальную роль. Столько сострадания,

любви, нежности можно передать прикосновением руки, не словами и речами,

а— взяв человека за руку, положив руку ему на плечо… Это тем более

относится к больным детям. Или вернее, нет, не только к детям— потому что

в тяжелой, серьезной болезни каждый снова становится ребенком. Прикосновением

можно передать столь многое— тинственное, священное или просто

человеческое (что тоже является священным и тинственным), и этому

следует научить родителей больных детей: где бессильны слова, где нет как будто