Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
все религиозные обряды совершаются через контакт: возложение рук,
благословение— так многое совершается физически, и мы должны осознавать
духовные способности, восприимчивость нашего тела к области духа. Без тела мы
не могли бы причащаться таинству Тела и Крови Христовых, не могли бы
приобщиться Богу. Через тело и благодаря тому, что оно представляет, чем
является, можем мы иметь это соединение со Христом и Богом. В человеческих
взаимоотношениях прикосновение играет колоссальную роль. Столько сострадания,
любви, нежности можно передать прикосновением руки, не словами и речами,
а— взяв человека за руку, положив руку ему на плечо… Это тем более
относится к больным детям. Или вернее, нет, не только к детям— потому что
в тяжелой, серьезной болезни каждый снова становится ребенком. Прикосновением
можно передать столь многое— тинственное, священное или просто
человеческое (что тоже является священным и тинственным), и этому
следует научить родителей больных детей: где бессильны слова, где нет как будто
пути к общению, есть таинственный путь передать непередаваемое, то, что
невозможно выразить. Любовь, нежность, сострадание, но также веру и
непоколебимую уверенность— все это можно вложить в жесты и прикосновения,
в то, как мы обращаемся с телом.
Нам приходится иметь дело не только с больным ребенком, но и с теми, кто в
горе окружают его. Вместо того чтобы погрузиться в печаль, отдаться ее
всепоглощающей и разрушительной власти, они верой должны познать, что участвуют
в таинстве, в ситуации, где кончается человеческая сила и властно вступает
Божественная Сила, созидая Царство, в котором каждый ребенок (а все мы—
чьи-то дети) участвует так или иначе в тайне Господа Иисуса Христа, родившегося
в этот преходящий мир, чтобы умереть и через Свою смерть открыть нам
несокрушимую вечную жизнь.
Перед лицом страдания
Перед лицом страдания57
Я собираюсь говорить сейчас о страдании, но не с философской точки зрения,
не о его связи со злом, я буду говорить именно о том, как быть, когда перед
нами встает страдание как факт. В своем выступлении я буду обращаться к тому
опыту, который накопился у меня на протяжении многих лет в самых разнообразных
ситуациях, когда мне постоянно приходилось иметь дело со страданием людей,
подходить с вниманием к нему. Я работал в госпиталях, в мирное время и во время
войны, около четырнадцати лет. Мне пришлось столкнуться со страданием во время