Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

к гефсиманской муке, из ее понимания, воспримем от страдания и от смерти все,

что они несут, и тогда увидим, что можем поистине быть на земле народом Божиим.

То есть искупительным присутствием Христа, Который через страдание вошел до

предела в полную солидарность с нами, Который довел ее до полноты в Своей

смерти и Который через страдание, изнутри страдания, подобно тому человеку, о

котором я упоминал, приобрел божественную власть уничтожить зло, победить,

преодолеть зло, простить— и сделать реальностью Царство Божие: может

быть, на мгновение и вместе с тем навсегда.

Я сознаю, что говорил о своей теме ограниченно и отрывочно. Но примите то,

что я сказал, продумайте это, сопоставьте с тем, что сами знаете о страдании,

знаете о жизни и борьбе, с собственным опытным знанием мужества и веры и тогда

узнаете еще очень многое, чего я не знаю. И делитесь этим с другими! Потому что

нам нужна взаимная поддержка, чтобы стоять перед лицом общей трагедии

человечества, как и перед нашей собственной. А теперь я хотел бы призвать на

вас Божие благословение, и напоследок произнесем вместе Молитву Господню.

Пастырь у постели больного

Пастырь у постели больного58

Владыка, ты работал врачом и после пострига. Насколько пастырь должен

быть не только духовником, но и сиделкой, и врачом у постели больного,

умирающего?

Что бы ни думал священник о своей роли, ему эта роль как бы предписана и

навязана жизнью, потому что если он пастырь, то есть реально заботится о

тех людях, которых Бог ему поручил, то его непременно будут призывать, когда

возник какой-то кризис, будь то болезнь, будь то наступающая смерть кого-нибудь

в семье. И болезнь— один из самых серьезных кризисов, потому что она

ставит человека перед лицом целого ряда положений, о которых здоровый большей

частью не думает. Во-первых, болезнь ему ясно говорит о том, что он смертный. Я

говорю не о преходящей простуде, но когда человек заболевает сколько-нибудь