Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
так просто, это не зависит от того, что у тебя глаза есть,— надо уметь
посмотреть), то и тогда есть целая— ну, не наука, а искусство. Наши
отношения с людьми должны быть таковы, чтобы наш приход в дом воспринимался
просто и с радостью. Это означает, что пастырское попечение о больных должно
начинаться, когда люди здоровы, начинаться с установления простых, дружеских
отношений.
Для того чтобы так, душевно, подойти к человеку, нужно громадное внутреннее
целомудрие, нужно быть в состоянии посмотреть на человека как на икону, на
живую икону, к которой ты подходишь с глубоким уважением, с благоговением и по
отношению к которой ты будешь действовать, как действовал бы в храме по
отношению к писаной иконе. То есть— молитвенно, благоговейно, чутко, смиренно,
трепетно и прислушиваясь изо всех сил к тому, что в человеке есть, что он может
сам сказать, но и к тому, что Дух Святой в нем совершает. Внутреннее молчание
священника, его способность встречать человека на какой-то глубине, очень
важна, потому что болезнь— это момент изумительной встречи с человеком.
Интересно, что ты говоришь о молчании. Значит, вопрос не только в слове,
не только во внешнем подходе, но во внутреннем отношении к человеку, которое
может поддержать и озарить больного.
Самое главное— отношение и твое присутствие, так чтобы больной
не чувствовал, что ты только ждешь момента, когда сможешь уйти по другим делам.
Мне вспоминается случай из моей работы в психиатрической клинике. Один
больной провел там шесть месяцев и ни разу ни слова не ответил ни врачу, ни
сестрам, ни приходившим родным. Я, припомнив беседу с одним психиатром,
попросил начальника отделения дать мне возможность с ним сидеть. Я с ним
сиживал три, четыре, пять, шесть часов подряд без единого слова— я просто
сидел, и он сидел. После десяти дней или двух недель он вдруг ко мне обратился
и сказал: «Зачем вы все эти дни и часы со мной сидите, в чем дело?» И с этого
началось его выздоровление благодаря тому, что он смог с кем-то заговорить. Это