Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
не сказали о таинствах. Это, наверное, удивит того священнослужителя, который
привык быть «требоисполнителем».
Я думаю, что одна из задач священника— сделать больного восприимчивым
к таинству. Таинство не является магическим способом исцелить или очистить
человека. Конечно, в таинстве есть объективная сила, объективная реальность, но
человек может ее получить и схоронить. Отец Георгий Флоровский мне как-то
сказал, что, когда мы крестим ребенка, мы словно вкладываем зернышко в глубины
той почвы, которую он представляет. Но если зернышко не будет взращено, оно
может так лежать до конца жизни. И больной не обязательно открыт. Я больше
скажу: часто больной замыкается, потому что боится (знаешь, существует
множество нелепых предрассудков), что, если ты ему предложишь причаститься, это
значит, что ты в нем видишь умирающего.
Кажется, митрополит Платон Левшин написал, что не лишение таинств, а
презрение к таинствам отнимает у человека благодать. С другой стороны,
помнится, святой Иустин Философ говорит, что достаточно было бы причаститься
один раз в жизни, потому что, как говорит апостол Павел, дары Божии неотъемлемы
(Рим11:29). Но нам приходится возвращаться к таинствам, потому что мы
теряем в своих глубинах то, что там лежит, словно клад. И если нет возможности
получить таинство, приобщиться к тем или другим таинствам, то мы можем, как
Феофан Затворник говорит, в себя углубиться и приобщиться тому, что нам уже дано,
что в нас уже лежит, как драгоценный плод.
Поэтому не надо «пугать» человека: «Вот, я тебя причащу, потому что—
кто знает,— может быть, ты сегодня ночью умрешь» (ведь это так
воспринимается больным человеком), а надо его успокоить и постепенно довести до
его сознания, как было бы замечательно для него, чтобы все его духовные силы
собрались воедино вокруг таинства причащения, причем не безусловно, а как результат
очищения совести.
Мне сейчас вспомнилась одна женщина, которую я напутствовал сорок лет тому