Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

взаимоотношениях между людьми на уровне общества в целом, церковной общины,

семьи как «малой Церкви».

Как в этом, так и в других разделах настоящей книги Владыка Антоний

затрагивает те вопросы личной, семейной и общественной нравственности, а также

проблемы биоэтики, которые получили освещение в «Основах социальной концепции

Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000года. В

этом документе— впервые за всю историю Православия— официальная

церковная позиция выражена по столь широкому спектру проблем, волнующих

современное человечество. Но в 1960—1990-егоды, когда на данные темы

выступал Владыка Антоний, никакой «социальной концепции» у Церкви не было, и

требовалось большое мужество и дерзновение, чтобы высказывать по этим вопросам

свое мнение. Заметим, что в большинстве случаев мнение Владыки Антония

совпадает с позицией, выраженной в «Основах социальной концепции», и это лишний

раз подтверждает верность его богословской интуиции, в формировании которой

стремление к верности Преданию Церкви играет столь существенную роль.

Заключительные разделы книги носят герменевтический характер: здесь

митрополит Антоний выступает в своей наиболее характерной роли—

интерпретатора православной веры. Особое внимание уделяется толкованию

Священного Писания. В Православии, в отличие, например, от протестантизма,

Писание не воспринимается как нечто первичное по отношению к церковному

Преданию: Писание выросло из Предания и составляет его неотъемлемую часть. При

этом под Преданием понимается все многообразие церковного опыта от времен

ветхозаветного Откровения до наших дней. Отсюда и основной герменевтический

императив: Писание должно интерпретироваться не спонтанно и произвольно, а

изнутри Предания.

Обращаясь к Библии, Владыка Антоний предлагает очень свежие, современные,

подчас весьма неожиданные толкования отдельных библейских текстов, но все его

комментарии глубоко укоренены в православном Предании и носят ярко выраженный