Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

а во-вторых, выбирать те молитвы, которые для этого человека могут иметь смысл.

Ведь речь идет не о том, чтобы совершить над ним определенный обряд, речь идет

о том, чтобы до него дошла церковная молитва, церковная вера, человеческое

тепло и любовь, окутанность церковной молитвой. И иногда, если придерживаться

просто написанного текста, человек его не может услышать из-за языка, из-за

мыслей, которые там есть. Поэтому можно сказать несколько слов из этой молитвы,

а потом своими словами их развить. И это не грех, это не неправда. Я помню

письмо Феофана Затворника, где он говорит, что мы должны учиться из молитв

святых тем чувствам и мыслям, которые в них заключены. Каждая молитва святого

говорит нам о том, как он себе представляет Бога и какое общение у него с Богом

было, как он себя видел по отношению к Богу и к собственной совести, какое

место он занимал по отношению ко всему сотворенному миру. Все это можно узнать

из молитв, и постепенно эти молитвы делаются твоими. Но, с другой стороны,

когда ты ими молишься, ты должен вложить в них свой личный опыт Бога, сознание

себя самого, личное сознание своего положения в мироздании.

В каком-то отношении можно так сказать: употребляя молитвы святых, мы

находимся в положении человека, который прислушивается к музыке великих

композиторов. Он воспринимает через музыку только то, на что сам способен, то

есть у него дрожат в душе те струны, которые уже способны отозваться на

многосложность данной музыки. Но по мере того как он прислушивается чаще и

чаще, его душа делается более чуткой, и в какой-то момент ему не нужна будет

музыка, потому что он сможет перейти из звука в молчание или потому что он

воспримет начальные звуки и потом их остановит для того, чтобы ими жить дальше.

И Феофан Затворник говорит, что цель употребления молитв святых в том, чтобы

потом быть в состоянии переходить не от слова к слову, а от чувства к чувству.

Взглянешь на слова— и эти чувства родились в тебе, и ты потом умел бы их

своими словами выражать Богу, но на основании тех глубоких, истинных, подлинных

чувств, которые святой тебе подсказал.