Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

себя самого, личное сознание своего положения в мироздании.

В каком-то отношении можно так сказать: употребляя молитвы святых, мы

находимся в положении человека, который прислушивается к музыке великих

композиторов. Он воспринимает через музыку только то, на что сам способен, то

есть у него дрожат в душе те струны, которые уже способны отозваться на

многосложность данной музыки. Но по мере того как он прислушивается чаще и

чаще, его душа делается более чуткой, и в какой-то момент ему не нужна будет

музыка, потому что он сможет перейти из звука в молчание или потому что он

воспримет начальные звуки и потом их остановит для того, чтобы ими жить дальше.

И Феофан Затворник говорит, что цель употребления молитв святых в том, чтобы

потом быть в состоянии переходить не от слова к слову, а от чувства к чувству.

Взглянешь на слова— и эти чувства родились в тебе, и ты потом умел бы их

своими словами выражать Богу, но на основании тех глубоких, истинных, подлинных

чувств, которые святой тебе подсказал.

Это то, что я делаю, например, когда у нас бывают здесь говения61. Я провожу одну беседу, потом у нас

часовое молчание, потом вторая беседа, другое молчание и затем общая исповедь.

На общей исповеди я беру покаянный канон, вычитываю несколько строчек и потом

на основании того, что я читал, перед Богом произношу свою исповедь. И

потом перехожу к следующим строчкам. И так далее.

И я думаю, что то же самое может происходить, когда молишься над умирающим

или над больным. Читаешь несколько строчек или несколько слов, они в тебе вдруг

рождают живое чувство, которое ты можешь выразить по отношению к этому больному

или умирающему, потому что до тебя «дошло». Знаешь, есть восточное присловье,

что, если человек стреляет из лука, он никогда не попадет в мишень, если стрела

не пробьет одновременно его сердце. И я думаю, что это очень верное слово. Если

то, что ты говоришь, тебя не пробивает, то, конечно, оно ни до кого не дойдет.

Это относится и к проповеди, и к вычитыванию молитв, к исповеди и к любому

нормальному человеческому общению.