Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Можно сказать: «Я так жалею о том, как я с тобой говорил на этих днях». Или:
«Я так жалею, что когда-то мы друг друга не поняли, и это нас разъединило».
Мало ли что можно сказать— я даю только жалкие примеры. И так постепенно
можно очистить в себе и в другом человеке всю область потемок, или
несовершенства в любви, или его страха. Страха: «А вдруг меня в конечном итоге
недолюбят, и мне придется умирать одному, именно в сознании, что я один, они со
мной не идут в вечность». Об этом можно говорить с очень простыми людьми. Может
быть, разными языками, но на их языке, потому что язык любви, привязанности,
света, тьмы понятен каждому человеку. И так можно постепенно готовить
окружающих к тому, что смерть— не последнее слово: если вы сумеете любить
до конца, то ваша любовь не умрет.
И еще можно говорить о том, что будет дальше. Меня очень поражает на
похоронах или на панихидах (я всегда об этом говорю перед службой или во время
нее): вот, мы собрались здесь. Что нас привело стоять вместе у этого гроба или
у панихидного столика?— Любовь. Любовь, которая не умерла со смертью
любимого человека…
Разлука с человеком всегда более приемлема, когда к ней ведет длинная
болезнь или старость. Но когда умирает молодой человек или младенец— как
тогда можно поддержать родителей, как помочь пережить первоначальный шок?
Я думаю, как во всех случаях болезни или смерти, первым делом— утешать
состраданием и не стараться убедить людей, будто «все это хорошо»,— все
это очень болезненно, и очень трагично, и очень мучительно,— и с ними
этот путь проходить. Человеку нужно, чтобы ты с ним был в его горе, на дне
этого горя, и не убеждал его, что горя нет или что он неправ, горюя. И надо
дать время благодати и внутреннему опыту человека что-то сделать. Не надо
утешать человека пустыми словами. Я помню, как к одной нашей прихожанке, у
которой умер ребенок, пришел молодой священник и сказал: «Я так понимаю ваше
горе!» Она, человек правдивый и резкий, обернулась к нему и сказала: «Не лгите!