Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Материя и дух
Человеческие ценности в медицине
Человеческие ценности в медицине17
Я хотел бы поговорить о некоторых основоположных, непреложных человеческих
ценностях в их связи с медициной и затронуть вопрос страдания вообще и вопрос
смерти, ее места по отношению к нам, медикам, христианам, священникам, потому
что я— так уж случилось— одновременно священник и бывший медик.
Сразу после войны, в связи с Нюрнбергским процессом и расследованиями
относительно концентрационных лагерей, появились документы об использовании
пленных в качестве подопытного материала для медицинских исследований. Не
вдаваясь в обсуждение или описание фактов, я хотел бы подчеркнуть, что
изначально, с точки зрения медицинской традиции, пациент никогда не может
рассматриваться как предмет объективного исследования, с ним нельзя обходиться
как с подопытным животным. Я думаю, медицина как отрасль человеческой
деятельности занимает совершенно особое место именно потому, что наука в ней
сочетается с ценностями, подходом, не имеющими ничего общего с наукой. В основе
врачебного подхода— сострадание, а сострадание по самой своей природе
ненаучно. Это человеческий подход, который может быть привнесен в любую отрасль
человеческой деятельности, но медицины вовсе не существует вне сострадания, без
сострадания. Медик, если он только человек науки, способный холодно, хладнокровно,
бесстрастно делать то, что требуется, без всякого отношения к пациенту, медик,
для кого главное не пациент, а действие врачевания, будь то лекарственное
лечение, хирургическое вмешательство или иные методы,— не медик в том
смысле, в котором я надеюсь, я хотел бы, чтобы мы все думали о медицине.
Я помню молодого врача (сейчас он занимает кафедру хирургии во Франции), с
которым мы обсуждали перед войной аргументы за и против анестезии при той или
иной операции, и он прямо заявил, что единственная цель анестезии—
облегчить работу хирурга. Страдает ли пациент или нет— совершенно