Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

иго Христово; для человека церковного то же сомнение выглядит как вопрос о

правильности избранного пути, о том, не заключен ли он в церковной ограде, как

в клетке, за стенами которой находится легкий и простой мир, не следует ли

сбросить с себя иго Христово. Эти вопросы и сомнения, как об этом тоже

постоянно и бесстрашно говорит митрополит Антоний, вызваны в первую очередь

недостоинством христиан. Митрополит Антоний часто повторяет древнее монашеское

присловье: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного

человека сияние вечной жизни». Иначе говоря, истина христианства открывается

человеку прежде всего не как рассуждение, но как личный пример. Поэтому нам

представляется, что в особенности в нашу эпоху, в которой все слова как будто

сказаны и обесценены, необходимо слово митрополита Антония, слово, в котором

глубина богословского созерцания до конца неотделима от примера христианского

поступка.

Переходя к обсуждению богословского учения митрополита Антония, заметим,

что, во-первых, его мышление воспитано в чтении святых отцов и плодотворных

беседах с выдающимися православными богословами минувшего века—

протоиереем Георгием Флоровским и В.Н.Лосским. Помимо этого на его

становление, на наш взгляд, оказала влияние философия религиозного

экзистенциализма, главным образом персонализм Н.О.Лосского,

размышления Н.А.Бердяева о свободе и творчестве и центральная мысль

М.Бубера о бытии как отношения Я—Ты.

В зрелом богословии митрополита Антония прежде всего хотелось бы отметить

три особенности.

Евангелизм. Эта особенность выражается прежде всего в том, что

проповеди и беседы митрополита Антония построены совершенно прозрачно: все

богословские концепции христианских и иных религиозных культур, с которыми

митрополит Антоний зачастую спорит или беседует, все литературные аллюзии он максимально

уводит в подтекст, то есть стилистически, композиционно строит свою речь так,

чтобы она служила как бы мостом между слушателем и Евангелием, иначе говоря,

чтобы казалось, что между слушателем и Евангелием ничего нет. Митрополит

Антоний говорит: «Евангельские события часто кажутся нам далекими, почти

призрачными, а вместе с тем они обращены к каждому из нас в каждое

мгновение»,— и в своей проповеди он максимально сокращает расстояние,

отделяющее современного человека от живого Христа, и делает нас участниками

Евангельской истории.