Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
только пасть ниц, поклониться до земли в каком-то безмолвии души.
В Западных Церквах это бывает очень редко: западное богослужение стало
коротким, рациональным, умственно в значительной мере трудным или, в некотором
отношении, в некоторых общинах, убогим, а наше богослужение им кажется само по
себе целым переживанием. И действительно, человек в нашем богослужении охвачен
всецело: слова богослужения, написанные святыми, испытанные столетиями
религиозного опыта, молитвы, представляют собой умственно очень крепкий, ясный,
хрустальный остов. И вокруг этого остова, как бы рождаясь из этого остова
живой, трепетной мысли— не рациональной, а рожденной из созерцания,—
молитва и поклонение Богу. Это первое, что поражает западного человека.
Второе— это чувство простора и свободы, и некоторую роль в этом играет
чисто внешняя обстановка. У нас нет сидений, люди не связаны стульями или
необходимостью стоять плечом к плечу, всякий человек выбирает себе в храме
место, где он чувствует себя уютно. Правда, все естественно в некоторые моменты
делают одно и то же: совершают крестное знамение, поклоняются, становятся на
колени, но никто никого не заставляет это делать. И поэтому у западных людей
возникает чувство: ах, можно дышать, можно молиться свободно!
И кроме того, дух православия очень близок к тому, что можно пережить, читая
Евангелие. Меня всегда поражает разница между Евангелием и апостольскими
Деяниями. В апостольских Деяниях мы находим человеческое общество верующих,
которое уже начинает ставить перед собой вопросы узкие, мелкие, общество, где
поднимаются всякого рода человеческие переживания, как тина со дна речки. В
Евангелии же поражает простор безмерный, простор такой же широкий, как Сам Бог,
такое чувство, что над широкой равниной дышит ветер и можно дышать полной
грудью, что мы не пленники какой-то системы мышления: хотя мысль православия и
глубока, и четка, но она не суживает опыт.
Вот эти вещи всегда поражают западного человека, но не только эти. Поражает
западного человека и простота отношений, которые существуют между священником и