Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Диалог атеиста с христианином75
Марганита Ласки и митрополит Сурожский Антоний
М.Ласки: Вы верите в Бога и считаете, что это хорошо и
правильно. Я не верю в Бога и считаю, что это хорошо и правильно. И вы, и
я— люди не легкомысленные, серьезные, мы пришли к своему заключению так
вдумчиво, как только могли. Существует множество людей, подобных мне,
существует множество— вероятно, гораздо большее— подобных вам. Как
вы можете объяснить это основное различие?
Митр.Антоний: По правде говоря, у меня нет объяснения, однако
мне кажется, что слово «вера» создает ложное представление чего-то
произвольного, что мы вольны выбрать или нет. У меня очень прочно чувство, что
я верю, потому что знаю, что Бог существует, и для меня загадка, как вы
ухитряетесь этого не знать.
М.Ласки: Это приводит меня к следующему вопросу, который я
хотела вам задать,— вопросу о вере. Я знаю, что вера— одна из
основных христианских добродетелей, но мне она представляется скорее пороком, и
я не могу понять, зачем она вам. Вы говорите: «Я знаю, что Бог есть», и на том
или ином основании так говорят многие люди: потому ли, что опытно познали Бога,
или потому, что видят присутствие Бога во вселенной. Но если вы знаете, вам
не нужна вера. А если вы не знаете, то мне, как неверующему, подмена незнания
верой представляется отвержением самого основного свойства человека. По мне,
когда не знаешь, следует стремиться к дальнейшему познанию или сказать «не
знаю». Если вы знаете, что Бог есть, с чего бы веру считать
добродетелью?
Митр.Антоний: Тут, думаю, вопрос в том, как мы определяем веру.
Я помню определение веры, которое вычитал в довольно остроумной богословской книге:
вера— способность взрослых людей утверждать истинность чего-то, о чем они
точно знают, что оно не истинно.
М.Ласки: Очень мило…
Митр.Антоний: Если вера— это, боюсь, у меня такой
веры нет. Я думаю, вера лучше определяется словами Послания к Евреям, где автор
пишет, что вера есть уверенность в невидимом (Евр11:1). Ударение
на слове уверенность, невидимое же— это не просто воображаемое.
Если говорить обо мне и о некоторых других людях, мы конечно же начали с
абсолютно убедительного опыта, переживания. В какой-то момент этот опыт отошел,