Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Диалог атеиста с христианином75

Марганита Ласки и митрополит Сурожский Антоний

М.Ласки: Вы верите в Бога и считаете, что это хорошо и

правильно. Я не верю в Бога и считаю, что это хорошо и правильно. И вы, и

я— люди не легкомысленные, серьезные, мы пришли к своему заключению так

вдумчиво, как только могли. Существует множество людей, подобных мне,

существует множество— вероятно, гораздо большее— подобных вам. Как

вы можете объяснить это основное различие?

Митр.Антоний: По правде говоря, у меня нет объяснения, однако

мне кажется, что слово «вера» создает ложное представление чего-то

произвольного, что мы вольны выбрать или нет. У меня очень прочно чувство, что

я верю, потому что знаю, что Бог существует, и для меня загадка, как вы

ухитряетесь этого не знать.

М.Ласки: Это приводит меня к следующему вопросу, который я

хотела вам задать,— вопросу о вере. Я знаю, что вера— одна из

основных христианских добродетелей, но мне она представляется скорее пороком, и

я не могу понять, зачем она вам. Вы говорите: «Я знаю, что Бог есть», и на том

или ином основании так говорят многие люди: потому ли, что опытно познали Бога,

или потому, что видят присутствие Бога во вселенной. Но если вы знаете, вам

не нужна вера. А если вы не знаете, то мне, как неверующему, подмена незнания

верой представляется отвержением самого основного свойства человека. По мне,

когда не знаешь, следует стремиться к дальнейшему познанию или сказать «не

знаю». Если вы знаете, что Бог есть, с чего бы веру считать

добродетелью?

Митр.Антоний: Тут, думаю, вопрос в том, как мы определяем веру.

Я помню определение веры, которое вычитал в довольно остроумной богословской книге:

вера— способность взрослых людей утверждать истинность чего-то, о чем они

точно знают, что оно не истинно.

М.Ласки: Очень мило…

Митр.Антоний: Если вера— это, боюсь, у меня такой

веры нет. Я думаю, вера лучше определяется словами Послания к Евреям, где автор

пишет, что вера есть уверенность в невидимом (Евр11:1). Ударение

на слове уверенность, невидимое же— это не просто воображаемое.

Если говорить обо мне и о некоторых других людях, мы конечно же начали с

абсолютно убедительного опыта, переживания. В какой-то момент этот опыт отошел,