Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
хотела вам задать,— вопросу о вере. Я знаю, что вера— одна из
основных христианских добродетелей, но мне она представляется скорее пороком, и
я не могу понять, зачем она вам. Вы говорите: «Я знаю, что Бог есть», и на том
или ином основании так говорят многие люди: потому ли, что опытно познали Бога,
или потому, что видят присутствие Бога во вселенной. Но если вы знаете, вам
не нужна вера. А если вы не знаете, то мне, как неверующему, подмена незнания
верой представляется отвержением самого основного свойства человека. По мне,
когда не знаешь, следует стремиться к дальнейшему познанию или сказать «не
знаю». Если вы знаете, что Бог есть, с чего бы веру считать
добродетелью?
Митр.Антоний: Тут, думаю, вопрос в том, как мы определяем веру.
Я помню определение веры, которое вычитал в довольно остроумной богословской книге:
вера— способность взрослых людей утверждать истинность чего-то, о чем они
точно знают, что оно не истинно.
М.Ласки: Очень мило…
Митр.Антоний: Если вера— это, боюсь, у меня такой
веры нет. Я думаю, вера лучше определяется словами Послания к Евреям, где автор
пишет, что вера есть уверенность в невидимом (Евр11:1). Ударение
на слове уверенность, невидимое же— это не просто воображаемое.
Если говорить обо мне и о некоторых других людях, мы конечно же начали с
абсолютно убедительного опыта, переживания. В какой-то момент этот опыт отошел,
как случается с любым переживанием любви, радости, горя. Наступает момент,
когда переживания уже нет, но осталась полная уверенность в нем. Вот тут и
начинается вера. Но вера не означает доверчивость, она означает, что
сохраняется уверенность в чем-то, что не является нашим теперешним опытом и
переживанием.
М.Ласки: Если вы употребляете слово «вера», это ведь
подразумевает, что вы сохраняете веру перед лицом возможного сомнения. Но если
у вас есть уверенность, места сомнению нет, так что извините, но я не вижу,
зачем нужна вера,— разве не достаточно уверенности?
Митр.Антоний: В каком-то отношении мы с вами в одном положении.
У вас есть уверенность относительно небытия Бога, что в каком-то смысле
есть акт веры, потому что вы можете привести так же мало внешних доказательств,
как и я.
М.Ласки: Нельзя ли сказать, что есть фундаментальная разница в