Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

как случается с любым переживанием любви, радости, горя. Наступает момент,

когда переживания уже нет, но осталась полная уверенность в нем. Вот тут и

начинается вера. Но вера не означает доверчивость, она означает, что

сохраняется уверенность в чем-то, что не является нашим теперешним опытом и

переживанием.

М.Ласки: Если вы употребляете слово «вера», это ведь

подразумевает, что вы сохраняете веру перед лицом возможного сомнения. Но если

у вас есть уверенность, места сомнению нет, так что извините, но я не вижу,

зачем нужна вера,— разве не достаточно уверенности?

Митр.Антоний: В каком-то отношении мы с вами в одном положении.

У вас есть уверенность относительно небытия Бога, что в каком-то смысле

есть акт веры, потому что вы можете привести так же мало внешних доказательств,

как и я.

М.Ласки: Нельзя ли сказать, что есть фундаментальная разница в

мышлении или в подходе к проблемам невидимого? Не от темперамента ли человека

зависит, что он предпочитает уверенность в невидимом или воздерживается от

суждения о невидимом?

Митр.Антоний: Я в этом не уверен. Думаю, мое отношение к вещам

в большой степени определяется тем воспитанием, которое я получил. Я получил

научное образование и— справедливо или нет— отношусь ко всему

по-научному. Но в том, например, что касается веры, я начал с чего-то, что

представлялось убедительным опытным переживанием того, что Бог существует.

Сомнение не означает, что ставится под вопрос этот основоположный опыт, под

вопросом оказываются мои умственные выводы из него. В этом отношении сомнение

верующего должно бы быть столь же творческим, столь же радостным, почти что

столь же систематическим, как сомнение ученого, который, обнаружив факты,

которые в какой-то мере убедили его в чем-то, начинает искать изъян в своих

построениях, искать, в чем его система ошибочна, или искать новые факты,

которые опровергнут его модель вселенной.

М.Ласки: Но момент, когда, как ему представляется, он

обнаруживает новую картину вселенной, столь же убедителен независимо от того,

окажется ли эта картина по рассмотрении верна или ложна. Ученый, несомненно,

ценит чувство, охватывающее его при новом откровении, но не считает это

чувство, как вы говорите, подтверждением своей правоты, он станет проверять

дальше и дальше. Но испытав чувство, будто Бог есть, неужели вы сочтете